Третий год подряд воскресная школа и прихожане храма проводят часть лета в горах Кавказа. Горные походы целенаправленно проводятся в местах, где в 1942 году было остановлено продвижение немецких войск через перевалы Главного Кавказского хребта. Совершаются панихиды в местах захоронения погибших воинов защищавших Родину от захватчиков.

//video.yandex.ru/users/mna-andrej/view/4/

24 апреля 2012 года в день празднования Радоницы, на Божественной Литургии в храме Святых Царственных Страстотерпцев причастилась Святых Христовых Тайн, средняя группа детского сада п. Красный Сад. Настоятель храма иерей Андрей и взрослые прихожане, искренне радовались приходу малышей, которые неумело скрещивали свои ручки на груди, но твердо произносили  свои полные имена перед причастием. Все причастники получили сладкие подарки. Мы с умилением смотрели на будущее нашего храма. Удивительно, но каждый из детей может правильно крестится и знает, правила поведения в храме, всему этому их научили воспитательницы, активные прихожанки храма Святых Царственных Страстотерпцев. Пока детские голоса раздаются в Православном храме, пока есть преемственность поколений, нам нечего боятся духовного одиночества.

16 апреля 2012 года в воскресной школе храма Святых Царственных Страстотерпцев п. Красный Сад прошел праздничный Пасхальный концерт, подготовленный учащимися приходской школы. На концерте выступили также ученики третьего класса общеобразовательной школы п. Красный Сад. На концерт были приглашены воспитанники детского сада п. Красный Сада. По окончании праздничного мероприятия настоятель храма иерей Андрей Мнацаганов поздравил детей и прихожан со Светлым праздником Пасхи.

НАШИ ДУШИ В ГОРАХ РАСКРЫВАЮТСЯ САМИ…

Часть первая: Водопады.

Летом 2010 года ученики воскресной школы храма Святых Царственных Страстотерпцев п. Красный Сад Азовского благочиния совершили поездку в горы на западный Кавказ в район поселка Архыз Карачаево-Черкесской автономной республики. О том, как прошла поездка и о планах на будущее наш следующий рассказ.

Тот, кто хоть раз побывал в горах и видел багряные скалы на закате и восходе, не останется равнодушным к этой красоте. «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз…», как писал М. Ю. Лермонтов.

Если ты ощущал дыхание изумрудного ледника под палящим солнцем, проваливался по пояс в июньские снега, жадно вдыхал пьянящий высокогорных воздух после крутого «тягуна», пытаясь успокоить неимоверный ритм сердца, то, вернувшись на «материк», вновь и вновь будешь мысленно возвращаться в горы.

Издревле в горах подвизались православные подвижники. Монашествующие всегда стремились к уединению. Найди уединенную пещеру или грот не представляло труда для людей, искавших тишины и молитвенного состояния. Здесь исчезает чувство времени. Чем выше поднимаешься в горы, тем глубже ощущает душа дыхание вечности. Кажется, что покрытые снегами вершины разрывают покров времени и смотрят на землю из другого мира, из царства безмолвия. Преподобный Арсений Великий говорил: «Если ты монах, то иди в горы».

Наверное каждый захочет прикоснуться к этой таинственной жизни, хоть на краткий миг услышать биение пульса вечности… Так мечтали и мы, собираясь на западный Кавказ в район п. Архыз Карачаево-Черкесской автономной республики.

Конечно же, нашему походу в горы предшествовали предварительные тренировочные выезды на скалы в районе города Шахты. Инструктора по альпинизму учили всех лазать на скалы, переправляться через горные реки, вязать узлы. Тренировались выбирать место для палатки, устраивать жилища и готовить обед на открытом огне. Все это ребята освоили на «отлично» и, когда очутились в горах Кавказа, им надо было только напрячь свою память и применить полученные знания на практике.

Во второй день после нашего приезда мы решили испытать на выносливость всех участников поездки и устроили 15-ти километровый переход вверх по ущелью Псыш. Когда стало ясно, что в большинстве своем группа смогла преодолеть свои немощи, мы отправились к цели нашей поездки — в ущелье горы София.

Величественное зрелище предстало нам. Огромная куполообразная гора своими отрогами как бы обнимала долину. Снежная шапка венчала вершину, ниже ее покоился огромный рваный ледник. Даже издали были видны его трещины и остроконечные пики. Жемчужина — водопады, названные Софийскими. Вода, вытекающая из под ледника, преодолев стометровую высоту, с шумом падает к подножию скал, разлетаясь на миллионы брызг и образуя водяное облако. Потрясающее зрелище! Девять водопадов, один другого краше, соревнуясь красотой радуг, сливаясь, образуют реку София.

Мы посетили ледяные пещеры, промытые весенним потоков воды, покатались по снежному склону, рядом с которым соседствовала поляна с удивительными цветами. Вспомнилась сказка «12 месяцев». Мы тоже могли одновременно кататься по снегу и загорать под палящими лучами августовского солнца; любоваться майскими, июньскими цветами и вкушать ягоды, побитые ночным осенним морозцем. Расположенная на отроге главного Кавказского хребта, София имеет высоту 3637 метров. Теперь, когда мы оказались под склонами горы Софии, догадались, почему гора получила такое название. Ее вершина имела куполообразную форму, подобно константинопольскому храму.

Закончилось наше восхождение. Мы прощались с Кавказом, и хотелось вторить поэту: мы были счастливы с вами, ущелия гор… Но впереди еще ни одно восхождение. Впереди еще древняя аланская земля, в пределах которой сохранились красивейшие храмы, наследники седой Византии.

Иерей Андрей Мнацаганов

27 октября 2012 года воспитанники воскресной школы с преподавателем и настоятелем храма Святых Царственных Страстотерпцев, провели занятия в окрестностях своего поселка Красный Сад. Цель этого мероприятия организованного на природе заключалась в том, чтобы младшей группе, которая еще ни разу не участвовала в походах, проводимых приходским клубом путешественников, рассказать и показать, где и как устанавливается туристическая палатка, разжигается костер и как на нем приготавливается пища. После проведения занятий все участники похода по обычаю очистили территорию от мусора, на которой проводились занятия. Теперь еще один кусочек земли, прилегающий к поселку Красный Сад, освобожден от мусора, а молодое поколение прихода готово к весеннему трех дневному походу по Донскому краю.

Наши души в горах раскрываются сами, существуют вне нас у других навиду и глядят на вершины большими глазами засыпая в бреду на нехоженом льду.

Часть вторая: Восхождение

На следующий день рано утром, когда солнце еще не выглянуло из за отрога, мы отправились к главной цели нашей поездки, восхождению на вершину где мы намерены совершить водосвятный молебен. В древности люди говорили: «Выше в горы - ближе к Богу».

Целью нашего восхождения мы выбрали небольшую скальную вершину расположенную как раз напротив величественной Софии. Семь часов ходьбы по крутому, травяному склону, потребовалось нам для преодоления первой части нашего восхождения, за что  мы были вознаграждены великолепным зрелищем. Огромная в несколько сот квадратных метров поляна из цветов василькового цвета предстала пред нашими взорами. Со стороны казалось, что это высокогорное озеро, поддаваясь порывам ветра, волнами уходит за горизонт. Далее наш путь  пролегал по южному склону гребня и поэтому, набирая высоту, мы  наблюдали как ледник, расположенный на северных склонах Софии постепенно оставался, все ниже и ниже нас по уровню. Впечатляли и  скальные склоны окрестных гор они были повсеместно укрыты июньским снегом. После полудня, немного отдохнув, подкрепившись  чаем и сухим пайком, мы вышли к скальному гребню, он стал последним препятствием к цели нашего восхождения, вершине Чегет Чат. По сильно разрушенным скалам покрытым снегом, который, каждый участник не преминул отведать, поскольку вода во флягах уже закончилась, мы подошли непосредственно к вершине. Собравшись все вместе, с большой осторожностью, стараясь не сбросить камни на тех, кто шел сзади, вся группа поднялись на нее. Несмотря на то, что высота горы была  3000 м и окружающие пики были несколько выше, нас обуревало чувство победы над своими немощами и физическим несовершенством. Но, к сожалению любоваться красотами пришлось не долго, погода стала быстро портится и пока проходила подготовка к водосвятному молебну, ребята нашли сложенный из камней тур, в котором была записка от предыдущих восходителей,  в ней сообщалось, что группа краснодарцев из трех человек  совершила восхождение в прошлом году. Мы по традиции написали свою записку, в которой указали, что паломники Ростовской на Дону епархии намерены совершить молебен на этой вершине. Ветер внезапно стих, это означало, что скоро он возобновится с большей силою. Раздался возглас,- «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и вовеки веков» и эхо покатилось вниз по склонам, отражаясь от скальных гребней. Сверкающая золотом чаша стояла на огромном плоском камне, венчающем край скального гребня, клубы благовония из кадила, окутали вершину, небо нахмурилось еще сильнее, что заставило нас с еще большим усердием совершать молебное пение. И когда настало время опустить крест в чашу с пеним, - «Спаси Господи люди твоя …….», пошел град. Градины величиной с хорошую вишню нещадно били по лицу, рукам, они со звоном врезались в водосвятную  чашу, ударяясь в окружавшиеся камни с щелчком отскакивали быстро заполняя все полости и расщелины между камнями. Но мы все таки завершили молебен, и приняв на себя благодатную силу святой воды, «ничесоже не сумняшесь», начали спуск. Спускаться было намного тяжелее, чем подыматься, сказывалась, устлалась от пройденного пути. Смешно было наблюдать как народ не жалея своих штанов садился на траву и подбирая под себя ноги, пытался скользить по травянистому склону. Некоторые даже попытались катиться как бревнышки, но стертые ниже спины штаны и разорванные куртки охладили ленивые головы и все вернулись к классической технике спуска, тяжелой, но более безопасной и надежной. В лагерь мы вернулись под вечер, уставшие, но целые и невредимые. Нас ждал горячий чай, и воспоминания, нахлынувшие с новой силой. Теперь уже никто не сдерживал эмоции  в захлеб, перебивая и хватая за руки, друг друга,  хором рассказывали тот или иной эпизод дня.

«В горах мое сердце а сам внизу» писал Роберт Бернс и теперь каждый из участников, впервые побывавших здесь, мечтал увидеть вновь эту красоту. Смотреть на бездонную, ультрамариновую чашу неба, разорванную скальными пиками окружающих гор, на ослепительной белизны снег, вдохнуть воздух высокогорья, такой тягучий, с трудом вбираемый легкими, но удивительно сладкий и желанный. Закончился второй этап нашей спортивно паломнической поездки. Далее нам предстояло  посетить древние аланские храмы Х века, принадлежащие византийской империи, но для этого нам необходимо было перейти в другое ущелье.